Кто из известных людей связан с Почепом?
Все‑таки еврейское местечко — это не дома, не постройки, а люди. Люди, которые внесли большой вклад в российскую и мировую культуру.
О части из них в России практически ничего не слышали. Мы попробуем восполнить этот пробел.
Композитор, автор знаменитой песни «Катюша».
Его отец, Исаак Блантер, и дед были зажиточными почепскими купцами.
Йосеф Хаим Бреннер учился в иешиве в Почепе. Именно здесь ему удалось попасть в удачную компанию и раскрыть свой писательский талант.
Бреннер для Израиля — писатель-классик, сделавший многое для возрождения иврита.
Ури Нисан Гнесин тоже писатель-классик и тоже пионер литературы на иврите. Его отец был почепским раввином. Гнесин основал в Почепе собственное издательство, собираясь публиковать переведённые на иврит произведения русской классики.
Менахем Гнесин — актёр, режиссер и один из основателей национального театра Израиля. В детстве играл в Почепе в любительских спектаклях. Обладатель хорошего театрального вкуса, привёз в Израиль (тогда ещё Палестину), переведённые на иврит пьесы Чехова и Гоголя.
Шмуэль Бас — писатель, поэт и педагог. Родился в Почепе. С раннего возраста печатался в израильской газете «Гаарец» («Страна»). Автор многих детских песен.
Журналист, автор статей знаменитой газеты на идиш «Форвертс» («Вперёд»).
Родился в Почепе.
Израильский просветитель и писатель, один из основателей города Рамат-Ган. Родился в Почепе.
Cоветский писатель, автор произведений на идиш, член Еврейского антифашистского комитета.
Действие его рассказа «Выход» происходит в городе Перечеп, и можно предположить, что автор имел в виду родной Почеп.
Балерина и писательница.
В автобиографической (и при этом художественной) книге «Я помню» она рассказывает нам о своём детстве в дореволюционном Почепе.
В частности, вспоминает Марию Валериановну Литвиненко — основательницу почепской гимназии.
Советский кинорежиссёр, сценарист и актёр.
Режиссер фильмов «Зеленые цепочки» и «Каникулы Кроша».
В XIX веке Почеп оказался под влиянием Хаскалы — еврейского просвещения, подразумевавшего, что евреи должны получать образование в области светских наук. Быть дома евреями, сохранять свою культуру, а «на улице» — равноправными образованными гражданами. Ведь долгое время еврейское образование было исключительно религиозным. Одними из приверженцев Хаскалы были почепские раввины Иешуа Натан Гнесин, а также его ученик раввин Моше Мордехай Амрами (Погорельский).
Возможно именно Хаскала сыграла роль в том, что из Почепа впоследствии вышло множество талантливых известных людей.
Раввин Моше Мордехай Амрами (Погорельский)
Фото с сайта carolynyair.wix.com (сейчас не существует)
Сборник статей по еврейской истории и литературе, издаваемый Обществом для распространения просвещения между евреями в России. 1866-1867
Национальная библиотека израиля Эти деятели литературы, театра, кино и музыки так или иначе имели отношение к Почепу: